Сочинение Портрет Настасьи Петровны Коробочки из «Мертвых душ» по тексту

Нейросеть:
На страницах бессмертной поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» перед нами предстает целая галерея запоминающихся и самобытных помещиков. Среди них особое место занимает Настасья Петровна Коробочка – провинциальная помещица, образ которой, на первый взгляд, кажется комичным и даже карикатурным, но при более внимательном рассмотрении открывает глубокие и трагические черты.
Впервые мы встречаемся с Коробочкой в главе третьей, когда Чичиков, в поисках «мертвых душ», случайно забредает в ее поместье после того, как сбился с дороги. Описание усадьбы Коробочки сразу же создает определенное впечатление о ее владелице. Все здесь выглядит добротно, крепко, но несколько обветшало и застыло в какой-то провинциальной дремоте. "Двор был наполнен всякою птицею и всякою тварью: куры и индейки ходили взад и вперед, как важные заседатели; свиньи в яслях грызлись за корм, и в хлеве мычала корова". Эта картина хозяйственной суеты, перемежающейся с некоторой обветшалостью, словно зеркало отражает характер самой помещицы – заботливой хозяйки, погруженной в мир мелких забот и лишенной широты взглядов.
Сама Настасья Петровна предстает перед нами как типичная представительница провинциального дворянства. Гоголь описывает ее как пожилую женщину, "в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее". Ее портрет не отличается особой красотой или изяществом, но в нем есть что-то подкупающее, что-то, что говорит о простоте и незамысловатости ее натуры. В ее облике нет той внешней лощености и нарочитой светскости, которая была свойственна некоторым другим помещикам, с которыми сталкивается Чичиков.
Характер Коробочки раскрывается постепенно, в процессе ее разговора с Чичиковым. С первых же минут становится очевидно, что перед нами женщина крайне осторожная, подозрительная и практичная. Она долго не может понять, зачем Чичикову понадобились мертвые души, и с большим трудом соглашается на сделку, опасаясь, как бы ее не обманули. Ее терзают сомнения: "А вдруг они в хозяйстве-то на что-нибудь пригодятся?" Эта мелочность, эта боязнь продешевить, кажется комичной, но за ней скрывается глубокий страх перед жизнью, перед изменениями, перед всем новым и непонятным. Она боится быть обманутой, потому что привыкла жить в своем маленьком, замкнутом мирке, где все понятно и предсказуемо.
В то же время в Коробочке есть и определенная хозяйственность, забота о своем доме и о своих крестьянах. Она предлагает Чичикову отведать пирогов, грибочков, угощает его чаем. Видно, что она старается быть гостеприимной, хотя и делает это несколько неуклюже и неловко. Она искренне интересуется здоровьем Чичикова, расспрашивает его о дороге, проявляет заботу о его удобстве. В этих мелочах проявляется ее порядочность, ее человечность, которая контрастирует с ее мелочностью и подозрительностью.
Образ Коробочки интересен тем, что в нем сочетаются, казалось бы, взаимоисключающие черты. С одной стороны, она – типичная представительница закостеневшего провинциального дворянства, погрязшая в мелочных заботах и лишенная широты взглядов. С другой стороны, в ней есть и определенная человечность, порядочность и хозяйственность. Гоголь не идеализирует ее, но и не выставляет ее исключительно в комическом свете. Он показывает ее как живого человека, со своими достоинствами и недостатками.
Коробочка, пожалуй, самая безобидная из всех помещиков, которых посещает Чичиков. Она не отличается ни жестокостью Манилова, ни грубостью Собакевича, ни жадностью Плюшкина. Ее недостатки, скорее, являются следствием ее ограниченности, ее забитости жизнью. Она просто не понимает, что происходит вокруг, и поэтому боится всего нового и непонятного. Она держится за старое, за привычное, за то, что ей кажется безопасным.
Роль Коробочки в поэме «Мертвые души» заключается не только в том, чтобы показать еще один тип помещика, но и в том, чтобы подчеркнуть общую картину провинциальной жизни России того времени. Она – часть этого мира, мира, где царят застой, невежество и духовная спячка. Она, как и другие помещики, является отражением тех пороков и недостатков, которые Гоголь высмеивает в своей поэме.
Однако, несмотря на все свои недостатки, Коробочка вызывает у читателя скорее сочувствие, чем презрение. Она – жертва обстоятельств, жертва того времени, в котором она живет. Она не способна изменить свою жизнь, не способна вырваться из замкнутого круга своих забот и интересов. Она обречена на прозябание в своем маленьком, провинциальном мирке.
В заключение можно сказать, что образ Настасьи Петровны Коробочки является одним из самых запоминающихся и ярких в галерее помещиков, созданных Гоголем в «Мертвых душах». Это сложный и противоречивый образ, в котором сочетаются комические и трагические черты. Коробочка – это не просто карикатура на провинциальную помещицу, это живой человек, со своими достоинствами и недостатками, со своими страхами и надеждами. Ее образ заставляет задуматься о судьбе русского дворянства, о проблемах провинциальной жизни и о тех пороках, которые царили в обществе того времени. Коробочка – это зеркало, в котором отражается русская действительность XIX века, и это зеркало по-прежнему актуально и сегодня.