Сочинение Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

Нейросеть:
В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» образы помещиков занимают центральное место. Гоголь мастерски изображает галерею разнообразных характеров, представляя читателю образы помещиков, каждый из которых воплощает определенные пороки и слабости человеческой натуры, а также черты дореволюционной российской провинциальной жизни.

Первым на пути Чичикова встает Манилов, который являет собой грубо идеализированный и нереально пустой образ помещика, раскрывшегося в лености и бесполезности своего существования. Гоголь показывает Манилова как человека, наделенного отвлеченным умом, мечтательностью и полным отсутствием практичности. Его хозяйство оставляет желать лучшего, а все мечтания и планы остаются без результата, не приводя ни к какому улучшению состояния дел.

Сообщением контрастным Манилову является следующий персонаж – помещица Коробочка. Ее образ представляет собой гротескное изображение мелкой буржуазной натуры, жадной и узко ограниченной. Ее хозяйство выглядит гораздо лучше, чем у Манилова, однако это обеспечено исключительно благодаря мелочной бережливости и стремлению заполучить наиболее выгодное положение даже в самом мелком деле. Коробочка насторожена по поводу сделки Чичикова, подозревая в нем мошенника, что крайне медленно подвигает их переговоры.

Собакевич, третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души, резко отличается от своих предшественников. Образ Собакевича Гоголь пишет олицетворением грубости, неуклюжести и физической силы. Его сельское хозяйство поставлено на солидной основе, что говорит о некоторой практичности хозяина. Тем не менее, Собакевич однозначно характеризуется как человек мало развитый духовно, сосредоточенный исключительно на материальных аспектах жизни.

Ноздрев, четвертый помещик, представляет собой воплощение разбойника и картежника. Гоголь использует этот образ, чтобы показать непостоянство, порочность и склонность к авантюрам. Ноздрев не почитает ни законов, ни приличий, его подход к жизни складывается в непрерывном поединке за выгоду и прелести, что зачастую вовлекает его в нелепые и абсурдные ситуации.

Заключительным помещиком в ряду является Плюшкин, самый такой, которому удается поразить даже заматеревшего собирателя мертвых душ Чичикова. Это образ помещика считается делом всего Гоголя, демонстрируя крайний стадий деградации человека, подверженного страсти к накоплению. Плюшкин изображен скрягой столь аплывшую и раздавшуюся, что его внешность и быт стали чудовищным символом человеческой запустлости и отрешенности от всего живого.

Таким образом, поэмя «Мертвые души» через изображения помещиков предлагает глубокое размышление над состоянием человечества. Гоголь, проведя писательский анализ, не только вскрывает пороки общества своего времени, но и выставляет над этими образами неусыпный моральный суд, побуждающий читателя к критическим размышлениям о собственных страстях и стремлениях.