Сочинение Портрет Манилова в произведении Гоголя «Мертвые души»

Нейросеть:
В бессмертной поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» галерея помещиков – это целый мир человеческих пороков и слабостей. Каждый из них, словно кривое зеркало, отражает какую-то грань российской действительности того времени. И один из самых запоминающихся образов в этой галерее – это Манилов.
Манилов встречает Чичикова одним из первых, и уже с первых строк мы понимаем, что перед нами человек особенный. Гоголь не скупится на эпитеты, описывая его внешность и манеры. Манилов – сама учтивость и любезность. Его лицо выражает не просто доброжелательность, а какую-то приторную сладость, как будто он только что выпил слишком сладкий чай. Глаза его – словно два озера, в которых можно утонуть в безмятежности и… пустоте. Вся его внешность говорит о том, что он человек приятный и безобидный, но в то же время какой-то нереальный, словно персонаж из сказки, случайно попавший в суровую российскую действительность.
Дом Манилова и вся его усадьба – это продолжение его самого. Вроде бы все есть: и господский дом, и сад, и пруд… Но все какое-то недоделанное, запущенное. Дом стоит на открытом месте, продуваемый всеми ветрами, как будто хозяину все равно, уютно ли здесь жить. В саду – беседка с надписью «Храм уединенного размышления», где Манилов любит предаваться своим мечтаниям, оторванным от реальности. В пруду – грязная вода, заросшая тиной. Все вокруг говорит о том, что хозяин не заботится о своем хозяйстве, не вкладывает в него ни сил, ни души.
Но самое главное – это сам Манилов. Он – воплощение маниловщины, понятия, которое стало нарицательным. Что же такое маниловщина? Это бесплодная мечтательность, полное отсутствие жизненной энергии и практической сметки, неспособность довести ни одно дело до конца. Манилов постоянно о чем-то мечтает, строит воздушные замки, но дальше мечтаний дело никогда не идет. Он мечтает о том, как было бы хорошо построить мост через пруд, чтобы гости могли напрямую приезжать к нему, минуя грязную дорогу. Он мечтает о том, как бы было хорошо, если бы его друг Чичиков поселился поблизости, и они могли бы вместе философствовать и проводить время в приятных беседах. Но все эти мечты остаются лишь мечтами, так и не воплощаясь в жизнь.
Манилов совершенно не интересуется своим хозяйством. Он не знает, сколько у него крестьян, сколько земли, какой доход приносит ему имение. Всем этим занимается приказчик, который, конечно же, ворует и обманывает своего господина. Но Манилову это как будто и не важно. Он настолько далек от реальности, что просто не замечает того, что происходит у него под носом.
Отношения Манилова с женой тоже весьма своеобразны. Они постоянно обмениваются комплиментами, называют друг друга ласковыми именами, но в их отношениях нет глубины и искренности. Это скорее игра, ритуал, который они исполняют, чтобы соответствовать образу идеальной семейной пары. Они живут в своем собственном мире, оторванном от реальности, и совершенно не интересуются тем, что происходит вокруг.
Но самое удивительное в Манилове – это его отношение к Чичикову. Чичиков приезжает к нему с весьма странной просьбой – продать ему мертвых крестьян. Казалось бы, это абсурдное предложение должно вызвать у Манилова подозрение и недоумение. Но нет, Манилов даже не пытается понять, зачем Чичикову нужны мертвые души. Он просто соглашается на сделку, причем готов отдать их Чичикову почти даром, лишь бы сделать ему приятное. Эта готовность угодить, эта полная беспринципность и готовность на все ради того, чтобы произвести хорошее впечатление, – еще одна черта маниловщины.
Гоголь показывает нам, что маниловщина – это не просто безобидная мечтательность и лень. Это серьезный порок, который губит человека и делает его бесполезным для общества. Манилов живет в выдуманном мире, оторванном от реальности, и совершенно не понимает, что происходит вокруг. Он не способен ни к какому полезному делу, не приносит никакой пользы ни себе, ни другим.
В образе Манилова Гоголь высмеивает не только его личные качества, но и определенный тип русского помещика того времени. Это помещик, который живет в свое удовольствие, не заботится о своем хозяйстве, не интересуется судьбой своих крестьян. Он – паразит на теле России, который ничего не производит, а только потребляет.
Почему же Гоголь так подробно описывает Манилова? Почему он уделяет ему столько внимания в своей поэме? Я думаю, что Гоголь хотел показать нам, что маниловщина – это опасная болезнь, которая может поразить каждого из нас. Мы все в той или иной степени склонны к мечтательности и лени. Но важно не давать этим слабостям взять над нами верх. Важно помнить о том, что жизнь – это не только мечты, но и действия. Важно ставить перед собой цели и добиваться их, не бояться трудностей и не отступать перед препятствиями.
Образ Манилова до сих пор актуален. И сегодня мы можем встретить людей, которые напоминают нам этого гоголевского героя. Это люди, которые живут в своем собственном мире, оторванном от реальности, и не способны ни к какому полезному делу. Они мечтают о прекрасном будущем, но ничего не делают для того, чтобы это будущее наступило.
В заключение я хочу сказать, что образ Манилова в поэме Гоголя «Мертвые души» – это один из самых ярких и запоминающихся образов в русской литературе. Это образ человека, который погряз в мечтательности и лени, который потерял связь с реальностью и не приносит никакой пользы ни себе, ни другим. Это образ, который заставляет нас задуматься о том, как мы живем, и о том, что мы можем сделать для того, чтобы наша жизнь стала более осмысленной и полезной. Этот образ – предостережение нам всем, чтобы мы не стали «маниловыми», чтобы мы не забывали о том, что жизнь – это не только мечты, но и действия.