Сочинение 'Души 'мертвые и живые' в поэме Н.В. Гоголя'
Нейросеть:
В поэме Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души" перед нами предстает целая галерея персонажей, которые кажутся выхваченными из самой жизни. Но при внимательном рассмотрении становится ясно, что Гоголь показывает не просто быт и нравы России, а исследует глубинные вопросы человеческой души. Он делит своих героев на "мертвых" и "живых", и это разделение гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд."Мертвые души" – это не только те крестьяне, которых Чичиков скупает у помещиков. Это и сами помещики, чиновники, да и, чего греха таить, сам Чичиков. Все они погрязли в мелочных заботах, корысти, страхе перед общественным мнением и утратили способность к искренним чувствам, к состраданию, к настоящей жизни. Они живут не настоящим, а прошлым или будущим, мечтами о богатстве, чинах, уважении. Их души словно замерли, окаменели, превратились в такие же "мертвые души", как и те крестьяне из списка.
Взять хотя бы Манилова. Он кажется добрым и мечтательным человеком, но его мечтательность пуста и бесплодна. Он строит планы, которые никогда не воплотятся в жизнь, потому что ему не хватает ни энергии, ни воли, ни желания что-либо делать. Он живет в мире фантазий, оторванном от реальности. Его душа словно покрыта плесенью бездействия.
Коробочка – помещица, которая крепко держится за свое хозяйство. Она жадная и подозрительная, боится продешевить, но при этом наивна и недалека. В ее душе нет места ничему, кроме забот о хозяйстве и страха перед убытками. Она словно заперта в своем мирке, и ничто не может ее оттуда вытащить.
Ноздрев – буян и кутила, хвастун и лжец. Он не умеет вести дела честно, постоянно врет и обманывает. Но при этом он кажется живым и энергичным. В нем есть какая-то бесшабашность, удаль. Но эта энергия направлена на разрушение, на создание хаоса. Он словно воплощение дикой, необузданной силы, лишенной всякого смысла.
Собакевич – грубый и прямолинейный помещик. Он кажется непробиваемым, лишенным всякой чувствительности. Но за его грубостью скрывается практичный ум и здравый смысл. Он, по крайней мере, понимает, что к чему в этом мире, и умеет добиваться своего. Но его душа тоже мертва. В ней нет места ничему, кроме выгоды и наживы.
Плюшкин – это апогей "мертвой души". Он превратился в жалкого скрягу, который копит хлам и боится потратить копейку. Он забыл о человеческих чувствах, о радости общения, о любви. Его душа словно высохла, сморщилась и превратилась в такой же хлам, как и все то, что он собирает в своем доме.
Чичиков – главный герой поэмы – тоже "мертвая душа", хотя и в другом смысле. Он – делец, авантюрист, который пытается разбогатеть любыми путями. Он скупает "мертвые души" не из-за любви к людям, а ради собственной выгоды. Его душа словно спит, она не чувствует ни сострадания, ни угрызений совести. Он заботится только о себе и о своем благополучии.
Но есть ли в поэме "живые души"? Гоголь не дает однозначного ответа на этот вопрос. С одной стороны, в поэме много отрицательных персонажей, и кажется, что в России совсем не осталось настоящих людей. С другой стороны, в описаниях природы, в лирических отступлениях Гоголя чувствуется любовь к родине, вера в ее будущее. Он верит, что в русском народе есть огромный потенциал, который нужно раскрыть.
Крестьяне в поэме, несмотря на всю свою бедность и угнетенность, все же сохранили в себе что-то живое. Они умеют петь песни, рассказывать сказки, шутить и смеяться. Они умеют сострадать друг другу и помогать в беде. В них есть какая-то внутренняя сила, которая помогает им выживать в самых тяжелых условиях. Гоголь показывает их жизнь без прикрас, но с уважением и любовью.
Например, дядя Митяй и дядя Миняй, мужики Плюшкина. Они обманывают барина, но при этом не теряют человеческого облика. Они живые, настоящие, несмотря на все свои недостатки. Или старый кучер Чичикова, Селифан. Он пьяница и неуклюжий, но при этом предан своему хозяину и всегда готов ему помочь. В нем есть какая-то простота и искренность, которые подкупают.
Сложно сказать однозначно, кого Гоголь считает "живыми душами". Скорее всего, он не делит людей на "мертвых" и "живых" в абсолютном смысле. Он показывает, что в каждом человеке есть и то, и другое. Вопрос в том, что в нем преобладает. Если человек живет только ради себя, ради наживы, если он утратил способность к состраданию и любви, то его душа мертва. Если же человек сохранил в себе человечность, если он способен на искренние чувства, то его душа жива, даже если он совершает ошибки и грешит.
Поэма "Мертвые души" – это не только сатира на российское общество, но и глубокое размышление о человеческой природе. Гоголь показывает, что каждый человек несет ответственность за свою душу. Он призывает читателей задуматься о том, как они живут, о чем они думают, что они чувствуют. Он хочет, чтобы мы не превращались в "мертвые души", а оставались живыми, настоящими людьми.
В конце поэмы Гоголь оставляет нам надежду. Он верит, что Россия сможет возродиться, что в ней появятся новые, живые души. Но для этого нужно, чтобы каждый из нас начал с себя, чтобы мы научились любить, сострадать, помогать друг другу. Только тогда мы сможем построить новое, справедливое общество, в котором не будет места "мертвым душам".
Поэма заставляет задуматься о многом. О том, что такое настоящая жизнь, о том, что такое настоящие ценности, о том, что такое настоящая любовь. Она учит нас быть внимательными к себе и к окружающим, не проходить мимо чужой беды, не забывать о том, что мы – люди.
Гоголь показывает нам, что "мертвые души" – это не приговор, а предупреждение. Он дает нам шанс измениться, стать лучше, стать настоящими людьми. И от нас зависит, воспользуемся ли мы этим шансом.
Размышляя о персонажах поэмы, я прихожу к выводу, что "мертвая душа" – это не просто отсутствие добродетелей, а активное культивирование пороков. Это эгоизм, жадность, лицемерие, равнодушие. Это все то, что убивает в человеке человеческое.
"Живая душа", наоборот, – это не просто наличие добродетелей, а активное стремление к добру. Это милосердие, сострадание, честность, искренность. Это все то, что делает человека человеком.
Именно поэтому так важно бороться с "мертвыми душами" в себе и в окружающих. Важно не давать порокам завладеть нашими сердцами и разумом. Важно помнить о том, что мы – люди, и что мы должны жить по-человечески.
Гоголь верил в Россию, верил в русский народ. Он верил, что в нас есть огромный потенциал, который нужно раскрыть. Он верил, что мы сможем построить новое, справедливое общество, в котором не будет места "мертвым душам".
И я верю вместе с ним. Верю, что мы сможем стать лучше, стать настоящими людьми. Верю, что мы сможем построить светлое будущее для нашей страны. Но для этого нужно, чтобы каждый из нас начал с себя.
Изучая "Мертвые души", я поняла, что эта поэма актуальна и сегодня. В нашем мире тоже много "мертвых душ". Людей, которые живут только ради себя, которые не заботятся ни о ком, кроме себя. Людей, которые погрязли в мелочных заботах и забыли о главных ценностях жизни.
Но я верю, что в нашем мире есть и "живые души". Людей, которые готовы помогать другим, которые готовы бороться за справедливость, которые не теряют надежды на лучшее.
Именно эти "живые души" и дают мне надежду на то, что наш мир станет лучше. Надежду на то, что мы сможем построить общество, в котором не будет места "мертвым душам".
Поэма "Мертвые души" – это не просто литературное произведение. Это – призыв к действию. Призыв к тому, чтобы мы задумались о своей жизни, о своих ценностях, о своем месте в этом мире. Призыв к тому, чтобы мы стали лучше, стали настоящими людьми.
В заключение хочется сказать, что поэма "Мертвые души" – это великое произведение, которое заставляет задуматься о многом. О том, что такое настоящая жизнь, о том, что такое настоящие ценности, о том, что такое настоящая любовь. Она учит нас быть внимательными к себе и к окружающим, не проходить мимо чужой беды, не забывать о том, что мы – люди.
Изучая "Мертвые души", я поняла, что эта поэма будет актуальна всегда. Потому что она говорит о вечных проблемах человечества. О проблемах добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. О проблемах, которые волновали людей во все времена.