Сочинение Конфликт в рассказе Д. И. Фонвизина 'Недоросль'
Нейросеть:
Конфликт в рассказе Д. И. Фонвизина "Недоросль"Рассказ Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" представляет собой одно из наиболее выдающихся произведений русской литературы XVIII века. Этот социально-сатирический текст разоблачает пороки общества, главной чертой которого являются невежды и мракобесие. Центральным конфликтом в рассказе является столкновение старых и новых нравственных ценностей, выраженных в конфликте между персонажами Простаковых и Софьи.
Основные события произведения разворачиваются в поместье Простаковых – семьи невежественных и жестоких помещиков, живущих согласно своим корыстным интересам и грубым привычкам. Госпожа Простакова стремится к обогащению любыми способами и пренебрегает интересами и благосостоянием других. Её сын Митрофанушке воплощает в себе все худшие качества своего окружения: лень, самодурство, неправоспособность и бесчувственность к другим. Отец семьи, Скотинин, представляет собой типичного деспота, неуёмного в своей жадности и беспринципности.
На противоположном берегу этого морального болота стоит Софья – изображение новых высоких нравственных идеалов, которые Фонвизин стремился утвердить в сознании читателей. Софья является носительницей культурных и моральных ценностей, таких как честность, благородство, добросердечность и образованность. Она выступает символом будущего, основанного на справедливости и разумности.
Этот антагонизм между низменными инстинктами Простаковых и благородными устремлениями Софьи создает основу для яркой, полной контрастов борьбы. Борьба эта выражается в конфликтах, возникающих в различных ситуациях, но достигает особой остроты в процессе распределения наследства и брачных вопросов. Простаковым хочется присвоить себе чужие богатства через брак Митрофана и Софьи, но Софья, обладая независимым характером и стальной волей, противостоит воле Простаковых.
На протяжении всего рассказа Фонвизин филигранно обрисовывает сцены, делающие конфликт все более явным и напряжённым. Самая кульминационная сцена произведения – это момент, когда Митрофанушке громогласно заявляет матери: "Не хочу учиться, хочу жениться." Эти слова становятся финальным аккордом в раскрытии характера этого "недоросля" и ярким осуждением невежества, столь широко распространенного в обществе того времени.
Подводя итог, можно утверждать, что конфликт в рассказе Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" представляет собой более широкий социальный конфликт, происходящий между старым, устаревшим и деградирующим миром и новыми образованными, нравственными идеалами. Этот конфликт отражает глобальные изменения, происходящие в обществе, и служит не только художественным приемом, но и средством для выражения общественных идеалов и надежд на лучшее будущее.