Сочинение 'Борьба с пошлостью обывательского мира' на примере трех рассказов А.П. Чехова

Нейросеть:
Антон Павлович Чехов, будучи мастером короткого рассказа и проницательным наблюдателем человеческой природы, неоднократно обращался к теме пошлости обывательского мира. Его персонажи — это обычные люди, оказавшиеся в повседневных ситуациях, но через их поступки и мысли Чехов вскрывает глубокие моральные недуги общества. Рассмотрим борьбу с пошлостью обывательского мира на примере трех его рассказов: "Ионыч", "Человек в футляре" и "Дама с собачкой".

В "Ионыче" Чехов рассказывает историю Дмитрия Ионыча Старцева, который, приехав в провинцию как молодой и перспективный врач, встречает Екатерину Ивановну Туркину, дочь зажиточных местных жителей. Вначале Старцев полон благородных намерений и идеалов, его увлекает мысль о будущем, полном профессиональных достижений и личного счастья. Однако, год за годом, сталкиваясь с обывательской пошлостью семьи Туркиных и других обитателей города С., Ионыч сам погружается в трясину меркантильных интересов, забывая о своих высоких целях. Коррумпированные связями и своими привычками, жители города С. представляются нам миром, где нравственные устои подменяются поверхностными удовольствиями и бесконечным самолюбованием. Чехов показывает нам, как постепенно, почти незаметно, человек теряет себя, уступая давящему влиянию обыденной пошлости.

"Человек в футляре" рассказывает о гимназическом учителе Беликове, который ведет свою жизнь по строгим правилам и избегает любого отклонения от нормы. Его основное стремление — спрятаться в своем "футляре", изолировать себя от окружающей его реальности. Беликов находит пошлость и угрозу в каждом новом веянии, каждом изменении статус-кво. Такой страх перед жизнью и ее непредсказуемостью в сущности является еще одной формой обывательской пошлости, где человек, боясь выйти за пределы привычного, превращается в живого мертвеца. Чехов с огромной симпатией описывает судьбу этого человека, но в то же время и с горечью, понимая, что его страсть к шкафа и футляра — это симптом глубокого внутреннего кризиса.

В рассказе "Дама с собачкой" Чехов касается темы пошлости обыденного быта через призму внезапного чувства любви, которое приходит к двум людям — Дмитрию Дмитричу Гурову и Анне Сергеевне. Оба они за внешней респектабельностью и казавшимся благополучным браком скрывают пустоту и неудовлетворенность. Их встреча на курорте Ялты становится для них внезапным открытием чего-то истинного и значимого в этой жизни. В то время как обыденность их прежней жизни была наполнена мелкими, бессмысленными действиями, новая любовь дает им шанс сбросить с себя шелуху пошлости. Тем не менее, великая драма состоит в том, что вернувшись в свои привычные круги, они снова сталкиваются с теми барьерами, которые порождаются реакцией общества на "несанкционированные" чувства.

Таким образом, через эти три примера Чехов демонстрирует, как пошлость обывательского мира неистребимо влияет на жизнь людей разных характеров и убеждений, погружая их в трясину повседневности. Однако каждый из них, сталкиваясь с этим влиянием, оказывается перед мучительным выбором: сдаться ему или искать в своей душе силы для борьбы. Антон Чехов с присущей ему грустью и мудростью показывает, что даже при самых неблагоприятных раскладах, в человеке есть нечто, что всегда будет стремиться к подлинному и возвышенному.