Сочинение по одной из помещичьих глав в поэме «Мёртвые души»
Нейросеть:
Мир «Мёртвых душ» Гоголя переполнен яркими образами и типажами, которые запечатлены в галерее человеческих пороков и слабостей. Одна из самых заманчивых и богатых для анализа глав — помещичьи главы, где перед читателем раскрываются образы Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина. Каждый из этих персонажей – особый мир, отдельная вселенная, со своими устоями, привычками и убеждениями. Рассмотрим внимательнее одного из них — Манилова.Манилов — первое, что поражает в нём, — это некая обезличенность, обволакивающая неопределенность его характера. Гоголь умело обрисовывает портрет Манилова как человека, лишенного каких-либо ярких черт. Автор подчеркивает бесполезность и инфантильность его мечтаний, сравнивая фантазии Манилова с дымом: «всё это не достигало до жизни, всё это оставалось в какой-то розовой мечте». Тибиди-думия Манилова окрашена в розовый цвет, и эта деталь передает его сущность тепличного растения, нереалистичного мечтателя, чьи желания и мысли никогда не воплотятся в действие.
Встреча Манилова и Чичикова начинается с обильных любезностей, в которых чувствуется фальшь и пустота. «Сверкающая улыбка» Манилова, его «трогательное пожатие руки» и бесконечные любезности являются лишь ширмой, скрывающей отсутствие характера, решимости и здравомыслия. В этом его коренное отличие от других помещиков, как, например, Собакевича с его грубой прямолинейностью или Ноздрёва с его взбалмошностью и агрессивностью.
Материальное положение Манилова и его состояние поместья также дают нам немало пищи для размышлений. Гоголь описывает дом Манилова, как место «двух-трёх унылых комнат, пустынных, захламлённых ненужными вещами». Эта характеристика отражает и его внутренний мир, сплошь пустынный и бесформенный. Даже его жена — сущность столь же бесцветная и незапоминающаяся, как и он сам. В их доме нет никакой деятельности, нет труда, нет стремления к улучшению. Манилов едва ли осознаёт, что занимается хозяйственными делами — он практически отдал их на самотек.
Однако интереснее всего наблюдать, как Гоголь высмеивает Манилова, не применяя грубых средств. Авторство в Манилове — это тонкая насмешка, обличение идейной пустоты и бесплодности мечты без дела. Фантазии Манилова о беседке с видом на реку, о храме дружбы — комичны, но при этом до боли правдивы: такие миленькие глупости характерны для людей, которые хотят казаться умными, но на деле не имеют ни ума, ни настоящего стремления.
Гоголь — мастер портретной характеристики. Он создает сложные, многослойные образы, способные одновременно вызывать и смех, и грусть. В образе Манилова автор воплотил типичную проблему русского дворянства того времени: бесполезное мечтание вместо реального действия, сладкую лень вместо труда и самосовершенствования. В этом, как и во многом другом, заключена великая сила сатиры Гоголя: его критика, вплетенная в художественную канву поэмы, остается актуальной для любой эпохи.