«Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). На примере произведений А. П. Чехова

Нейросеть:
Жизнь скучна без нравственной цели – таков был фундаментальный взгляд великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Важно ли это утверждение для творчества Антона Павловича Чехова? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к его произведениям, проанализируем его героев, их стремления и жизненные пути.

Чехов, как мастер психологической прозы и драмы, создал множественные образы персонажей, чьи жизни можно оценить с точки зрения наличия или отсутствия нравственной цели. В его рассказах и пьесах воплощены судьбы людей, бьющихся в поисках смысла, либо пребывающих в безвременье и упадке.

В рассказе «Ионыч» Чехов показывает деградацию личности врача Дмитрия Ионыча Старцева. Первоначально Старцев предстает перед читателем как человек, полный энтузиазма и желающий помочь людям. Но со временем он погружается в рутину и утрачивает стремление к чему-либо возвышенному. Жизнь без цели и идеалов ведет Старцева к скуке и духовному обеднению, делая его жестоким и равнодушным. Этот образ подчеркивает мысль Достоевского о том, что отсутствие нравственной цели ведет к внутренней пустоте и утрате смысла жизни.

В другом рассказе Чехова, «Человек в футляре», главный герой Беликов живет по строгим правилам и нормам, которые сами по себе оторваны от живой, сущностной нравственности. Его футлярность, союз с законами и правилами лишь внешне придает его жизни структуру и порядок, но в действительности делает ее безрадостной и механической. Отсутствие живой, подлинной нравственной цели обрекает Беликова на существование без любви и радости.

Пьеса «Вишневый сад» исследует судьбы людей на рубеже эпох. Раневская, Гаев, Лопахин – каждый из них сталкивается с личным и историческим кризисом, требующим ответа на вопрос о смысле и цели жизни. Сотни лет существовавший вишневый сад должен быть вырублен ради развития новой эпохи. Жизнь без культурных и исторических корней для одних персонажей оказывается крахом, для других – открытием новых горизонтов. Здесь Чехов показывает, как важно, чтобы изменение и прогресс не шли вразрез с нравственными и духовными ценностями.

Императив Достоевского настигает и героев рассказа «Палата № 6». Доктор Рагин, потерявший веру в прогресс и медицину, оказывается сам заключен в палату для душевнобольных. Ему не хватает героического подъема, деятельной любви и смысла, он постигает горечь разочарования в жизни без цели. Чехов показывает, что даже весьма образованный человек, потеряв внутреннюю цель и веру, может деградировать до состояния безумия и отчаяния.

Таким образом, на примере произведений Чехова мы видим яркую иллюстрацию мысли Достоевского: жизнь скучна и безрадостна без нравственной цели. Чехов, через трагедию и иронию своих героев, раскрывает, что искренний поиск смысла, цели и идеалов придаёт человеческому существованию подлинное счастье и полноту жизни.