Сочинение Главный герой повести 1960–1990-х годов: какой он?
Нейросеть:
Литература 1960-1990-х годов – это период больших перемен и потрясений в нашей стране. Оттепель, застой, перестройка – все эти эпохи оставили свой отпечаток на людях и, конечно, на литературе. Поэтому и главный герой повестей того времени – это человек сложный, противоречивый, находящийся в постоянном поиске себя и своего места в мире.Чтобы понять, каким был этот герой, нужно немного окунуться в историю. После смерти Сталина в обществе возникла надежда на перемены, на свободу слова и мысли. Люди жаждали правды, хотели говорить о том, что раньше замалчивалось. И литература откликнулась на эти запросы. Появились произведения, в которых поднимались острые социальные проблемы, говорилось о несправедливости, о лицемерии, о трудностях жизни простых людей.
Главный герой повестей этого времени часто – молодой человек, только начинающий свой жизненный путь. Он полон надежд и идеалов, верит в светлое будущее. Но сталкиваясь с реальностью, он испытывает разочарование. Он видит ложь, обман, равнодушие. Его идеалы рушатся, и он вынужден искать новые ориентиры.
Ярким примером такого героя является Володя Трегубов из повести Василя Быкова «Сотников». Володя – молодой офицер, который во время войны попадает в сложную ситуацию. Он оказывается перед выбором: спасти свою жизнь, предав товарища, или умереть, оставшись верным своим принципам. Володя долго сомневается, боится смерти. Он хочет жить, но понимает, что предательство сделает его жизнь невыносимой. В конце концов, Володя выбирает смерть. Он погибает, но остается верен себе, своим идеалам.
Другой пример – Андрей Гуськов из повести Валентина Распутина «Живи и помни». Андрей – простой деревенский парень, который во время войны дезертирует из армии. Он бежит в родную деревню, где его прячет жена Настена. Андрей живет в лесу, скрываясь от людей. Он чувствует себя изгоем, презирает себя за свой поступок. Он мечется между желанием вернуться к нормальной жизни и страхом быть разоблаченным. Андрей не находит выхода из этой ситуации и кончает жизнь самоубийством.
Эти два примера показывают, каким разным мог быть главный герой повестей 1960-1990-х годов. Это мог быть герой, способный на подвиг, готовый пожертвовать собой ради других. Но это мог быть и человек, сломленный обстоятельствами, не нашедший в себе сил бороться.
Но что объединяет этих героев? Прежде всего, это их искренность, их стремление к правде. Они не хотят жить во лжи, они хотят быть честными перед собой и перед другими. Они ищут смысл жизни, пытаются понять, что является для них главным.
Еще одна важная черта главного героя повестей этого времени – его связь с народом. Он часто выходец из простой семьи, он знает жизнь простых людей не понаслышке. Он понимает их проблемы и заботы, сочувствует им. Он чувствует свою ответственность перед ними.
В повестях 1970-1980-х годов главный герой становится еще более сложным и противоречивым. Эпоха застоя наложила свой отпечаток на людей. В обществе воцарились апатия, равнодушие, лицемерие. Люди устали от лжи, от пустых обещаний. Они потеряли веру в будущее.
Главный герой повестей этого времени часто – человек, разочаровавшийся в жизни. Он не видит смысла в своей работе, в своей семье, в своих отношениях с людьми. Он чувствует себя одиноким и потерянным. Он пытается найти выход из этого состояния, но не всегда находит его.
Примером такого героя является Борис Григорьев из повести Юрия Трифонова «Долгое прощание». Борис – писатель, который в молодости был полон надежд и амбиций. Но со временем он разочаровался в своей работе, в своих друзьях, в своей жене. Он погряз в рутине, в мелких дрязгах. Он потерял интерес к жизни.
Борис пытается найти спасение в любви, в отношениях с молодой актрисой. Но эти отношения не приносят ему счастья. Он понимает, что бежит от самого себя, от своих проблем. В конце концов, Борис остается один. Он понимает, что сам виноват в своих несчастьях.
Другой пример – Андрей Лобанов из повести Анатолия Кима «Белка». Андрей – художник, который живет в своей мастерской, вдали от людей. Он занимается творчеством, но не чувствует удовлетворения. Он ищет вдохновение, но не может его найти.
Андрей переживает творческий кризис. Он чувствует, что исчерпал себя, что больше не может создавать что-то новое. Он мечется между желанием остаться верным себе и необходимостью зарабатывать деньги. Андрей пытается найти выход из этого кризиса, но не находит его. Он кончает жизнь самоубийством.
Эти примеры показывают, что главный герой повестей 1970-1980-х годов – это человек, находящийся в состоянии глубокого кризиса. Он потерял веру в себя, в свои идеалы, в будущее. Он чувствует себя одиноким и ненужным.
Но даже в этих мрачных повестях есть надежда. Надежда на то, что человек может выстоять, не сломаться под гнетом обстоятельств. Надежда на то, что он может найти в себе силы бороться за свою жизнь, за свою правду.
В повестях 1990-х годов, времени перестройки и краха советской системы, главный герой сталкивается с новыми вызовами. Старые идеалы рухнули, новые еще не сформировались. В обществе царят хаос, неопределенность, страх перед будущим.
Главный герой повестей этого времени часто – человек, пытающийся приспособиться к новым условиям жизни. Он пытается заработать деньги, выжить в этом новом мире. Он сталкивается с коррупцией, с преступностью, с беззаконием.
Примером такого героя является Алексей Белов из повести Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота». Алексей – молодой человек, который участвует в Гражданской войне. Он мечется между разными идеологиями, не может найти свое место в жизни.
Алексей пытается понять, что происходит вокруг него, что является правдой, а что ложью. Он ищет ответы на свои вопросы в буддизме, в философии, в наркотиках. В конце концов, Алексей приходит к выводу, что все вокруг – иллюзия, пустота.
Другой пример – Николай Старцев из повести Владимира Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Николай – писатель, который живет в Москве, в период перестройки. Он пытается опубликовать свои произведения, но сталкивается с цензурой, с непониманием.
Николай чувствует себя изгоем, оторванным от общества. Он живет в своем мире, в мире своих фантазий и воспоминаний. Он не хочет приспосабливаться к новым условиям жизни. Он остается верен своим идеалам, своей правде.
Эти примеры показывают, что главный герой повестей 1990-х годов – это человек, находящийся в состоянии шока. Он потерял ориентиры, не знает, куда двигаться дальше. Он пытается найти свое место в этом новом мире, но не всегда находит его.
Подводя итог, можно сказать, что главный герой повестей 1960-1990-х годов – это человек сложный, противоречивый, находящийся в постоянном поиске себя и своего места в мире. Он искренний, честный, стремящийся к правде. Он связан с народом, понимает его проблемы и заботы. Он может быть героем, способным на подвиг, но может быть и человеком, сломленным обстоятельствами. Он может быть разочарованным в жизни, потерявшим веру в себя, но может быть и человеком, борющимся за свою правду. Главный герой повестей этого времени – это зеркало эпохи, отражение ее противоречий и трагедий. Он интересен нам тем, что помогает понять себя, свое время, свою историю. Понять, что значит быть человеком в сложном и быстро меняющемся мире. И хотя времена меняются, вопросы, которые задавали себе герои тех лет, актуальны и сегодня. Вопросы о смысле жизни, о долге, о любви, о правде. Именно поэтому литература 1960-1990-х годов остается важной и значимой для нас и сегодня.