Сочинение-рассуждение: что такое жадность? ('Матрёнин двор' Солженицын и 'Шинель' Гоголь)

Нейросеть:
Жадность всегда считалась одним из пороков человеческой натуры, порой скрытая под слоем добродетели или, наоборот, проявляющаяся в откровенно порочных чертах. В литературе данный мотив встречается нередко, как в русской, так и в мировой. Примером осмысления жадности можно считать произведения великих русских писателей А.И. Солженицына и Н.В. Гоголя. На примере персонажей из их произведений "Матрёнин двор" и "Шинель" можно увидеть различные грани жадности, её влияния на личность и окружающий мир.

В рассказе Солженицына "Матрёнин двор" основной акцент поставлен на женщине по имени Матрёна, жительнице простой российской деревни. Её скромная жизнь, полная самоотверженности и доброты, резко контрастирует с жадностью окружающих. Почти всеми её родственниками движет алчность и корысть. Они ждут её смерти, чтобы завладеть имуществом, не обращая внимания на человеческие чувства или достоинство. Даже после её смерти борьба за материальные блага продолжается, рядом с житейской трагедией разворачивается незримая трагедия духовного разложения. В образе Матрёны Солженицын воплотил идеал человека, не поддающегося жадности, остающегося человечным среди людской жадобы и бездушия.

Рассказ Гоголя "Шинель" затрагивает иное проявление жадности через образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Мелкого чиновника Петербурга занимает только одно — новая шинель, за которую он экономит последние крохи своей скромной заработной платы. Жадность к своей мечте постепенно принимает абсурдные масштабы. Это становится символом главной страсти его жизни и влечет трагический финал. На первый взгляд может показаться, что жадность Башмачкина не направлена на обогащение и власть, его цель скромнее, но суть остается прежней. Он готов пожертвовать своим благополучием и здоровьем ради вещи, что в конечном итоге приводит к его гибели. Гоголь в своём произведении рассматривает не только материальную, но и духовную пустоту, к которой приводит жадность и увлечение мнимыми ценностями.

Таким образом, сопоставление этих двух произведений позволяет глубже понять сущность жадности и её многообразные проявления. С одной стороны, в "Матрёнин двор" Солженицына перед нами предстаёт жадность окружающих людей, поглощающая их души и разрушающая их моральные принципы. С другой стороны, в "Шинель" Гоголя мы видим, как жадность может замкнуться на одном человеке, постепенно разрушая его жизнь изнутри и демонстрируя всю трагедию жадности не только в огромных масштабах общества, но и в личной, индивидуальной судьбе. Оба произведения доказывают, что жадность — это всепоглощающая сила, разрушающая жизнь, будь то через внешние обстоятельства или внутреннюю борьбу.