Сочинение Анализ стихотворения Заболоцкого 'О красоте человеческих лиц'

Нейросеть:
Николай Заболоцкий – поэт непростой судьбы. Его творчество, как мне кажется, всегда было немного в стороне от магистральных путей советской литературы. Вроде бы и воспевал новую жизнь, но как-то по-своему, с каким-то философским подтекстом, с размышлениями о вечных вопросах. Поэтому и неудивительно, что многие его стихи кажутся современными и сегодня, хотя написаны были много лет назад. Одним из таких стихотворений является «О красоте человеческих лиц».
Это стихотворение невелико по объёму, но очень ёмкое по смыслу. В нём всего три строфы, но в каждой из них – целая философия. Посвящено оно, как ясно из названия, красоте человеческих лиц. Но Заболоцкий понимает красоту совсем не так, как мы привыкли. Для него это не просто правильные черты или приятное выражение лица. Красота, по Заболоцкому, – это отражение внутреннего мира человека, его души, его судьбы.
Первая строфа начинается с утверждения, которое может показаться парадоксальным: «Есть лица, подобные пышным порталам…». Сразу возникает образ чего-то величественного, торжественного, может быть, даже холодного и отстранённого. Портал – это вход, но вход куда? Вероятно, в какой-то другой мир, мир прекрасного, но недоступного. И вот, автор говорит, что есть люди, лица которых подобны таким порталам. Но дальше следует неожиданное продолжение: «…где всюду великое чудится в малом». То есть, за внешней помпезностью и величием скрывается что-то маленькое, незначительное. И это «великое в малом» – вероятно, и есть то, что действительно важно.
Затем Заболоцкий сравнивает другие лица с «бедными хатами». Хата – это простой деревенский дом, неказистый, без всяких украшений. Но в хате живут люди, со своими радостями и печалями, со своей жизнью. И вот, лица этих людей, по мнению поэта, «где часто забота скрывается за пиром». Здесь уже появляется контраст между внешней простотой и внутренней глубиной. Забота, то есть переживания, трудности, скрываются за пиром, то есть за весельем, за попыткой забыть о проблемах. В этой строке чувствуется сочувствие автора к простым людям, к их нелёгкой жизни.
Вторая строфа – это как бы развитие мысли, начатой в первой. Заболоцкий пишет: «Есть лица – подобия жалких вагонов…». Вагон – это что-то тесное, неуютное, предназначенное для перевозки грузов. И вот, лица людей сравниваются с такими вагонами. Это уже совсем другой образ, чем портал или хата. Вагон – это символ безликости, однообразия, отсутствия индивидуальности. Но дальше следует ещё более резкое сравнение: «…где несколько мест предназначено горю». То есть, в этих лицах нет места для радости, для счастья. Они как будто изначально обречены на страдание. Горю отведено несколько мест, что говорит о его неотъемлемости, постоянном присутствии в жизни человека.
Затем поэт противопоставляет этим лицам другие: «Есть лица – сияющие кратеры…». Кратер – это углубление в земле, образовавшееся в результате взрыва, извержения вулкана. Но в данном случае кратер – это не символ разрушения, а символ энергии, силы, страсти. Он сияет, то есть излучает свет, тепло. И это сияние – отражение внутреннего огня, который горит в душе человека. «…где скрыто, что было небесным огнём». Здесь возникает образ чего-то божественного, возвышенного. Небесный огонь – это, вероятно, искра Божья, которая есть в каждом человеке. И вот, в этих лицах эта искра видна, она сияет.
Третья строфа – это кульминация стихотворения, его главная мысль. Заболоцкий задаёт вопрос: «А разве не правда, что сердце людское…». И сразу же сам на него отвечает: «…не зеркало ль вечное?» Сердце – это центр человеческой души, средоточие всех чувств и переживаний. И вот, по мнению поэта, сердце – это зеркало, которое отражает всё, что происходит внутри человека. Но это не простое зеркало, а «вечное». То есть, оно отражает не только настоящее, но и прошлое, и будущее.
Дальше Заболоцкий говорит о том, что в этом зеркале отражается всё: «В нём вечно великое, вечное малое…». Здесь он возвращается к мысли, высказанной в первой строфе. Великое и малое – это две стороны одной медали, они неразрывно связаны друг с другом. И сердце человека способно вместить в себя и то, и другое.
И, наконец, последняя строка: «В нём горькое – светлое – тёмное всё». Это как бы итог всего сказанного выше. В сердце человека есть место для всего: для горького, то есть для страданий, для светлого, то есть для радости, и для тёмного, то есть для зла, для ненависти. И всё это отражается в лице человека. Поэтому, чтобы понять человека, нужно смотреть не на его внешность, а на его лицо, в котором отражается его внутренний мир.
Мне кажется, что главная мысль стихотворения Заболоцкого заключается в том, что истинная красота человека – это не внешняя красота, а внутренняя. Это красота его души, его сердца, его мыслей и чувств. И эта красота отражается в его лице. Поэтому, чтобы увидеть истинную красоту человека, нужно уметь видеть глубже, за внешней оболочкой. Нужно уметь читать лица, как книги, в которых записана вся история человеческой жизни.
Стихотворение написано простым и понятным языком. В нём нет сложных метафор или замысловатых образов. Но при этом оно очень поэтично и выразительно. Заболоцкий использует различные художественные средства, чтобы передать свою мысль. Это и сравнения (лица, подобные порталам, хатам, вагонам, кратерам), и метафоры (сердце – зеркало), и эпитеты (пышные порталы, бедные хаты, жалкие вагоны, сияющие кратеры). Все эти средства помогают создать яркие и запоминающиеся образы.
Кроме того, в стихотворении присутствует определённая ритмика и мелодичность. Оно написано четырёхстопным ямбом, что придаёт ему стройность и гармоничность. Рифма перекрёстная, что также способствует созданию музыкального эффекта. Благодаря этому стихотворение легко запоминается и оставляет глубокое впечатление.
Мне кажется, что это стихотворение очень актуально и в наше время. В мире, где так много внимания уделяется внешней красоте, оно напоминает нам о том, что истинная красота – это нечто большее, чем просто приятная внешность. Это красота души, которая отражается в наших лицах. И чтобы увидеть эту красоту, нужно уметь смотреть вглубь, за внешнюю оболочку. Нужно уметь читать лица, как книги, в которых записана вся история человеческой жизни.
Заболоцкий заставляет нас задуматься о том, что такое красота, и где её искать. Он показывает, что красота может быть найдена не только в пышных порталах и сияющих кратерах, но и в бедных хатах и жалких вагонах. Главное – уметь видеть её, уметь чувствовать её. И тогда мы сможем увидеть истинную красоту человеческих лиц, красоту, которая идёт из глубины души.
В стихотворении также прослеживается тема судьбы. Лица людей, похожие на вагоны, предназначены для горя, а лица, похожие на кратеры, излучают небесный огонь. Это говорит о том, что судьба человека может быть разной, и это отражается в его лице. Но независимо от того, какая судьба у человека, в его сердце всегда есть место для всего: и для горького, и для светлого, и для тёмного.
Мне кажется, что Заболоцкий хотел сказать, что нужно принимать людей такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками. Не нужно судить о людях по их внешности, нужно стараться увидеть их внутреннюю красоту. И тогда мы сможем понять их, почувствовать их, полюбить их.
Стихотворение «О красоте человеческих лиц» – это не просто стихотворение о красоте. Это стихотворение о жизни, о людях, о судьбе. Это стихотворение, которое заставляет задуматься о многом. И я думаю, что оно останется актуальным на долгие годы.
В заключение, я хочу сказать, что стихотворение Заболоцкого произвело на меня очень сильное впечатление. Оно заставило меня задуматься о том, что такое красота, и как важно видеть в людях не только внешнюю, но и внутреннюю красоту. Я думаю, что это стихотворение будет полезно прочитать всем, кто хочет лучше понимать людей и мир вокруг себя. Оно учит нас ценить истинную красоту, красоту души, которая отражается в наших лицах. И это, наверное, самое главное.