Какие человеческие пороки разоблачает Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор»?
Нейросеть:
В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» автор мастерски разоблачает множество человеческих пороков, углубляясь в их анализ и высмеивая пороки российской бюрократической системы первой половины XIX века. Главным инструментом обличения становится сам сюжет, вращающийся вокруг внезапного появления в провинциальном городке якобы ревизора из столицы, которого на самом деле играющий азартный и неопытный чиновник Хлестаков.Одним из главных пороков, которые Гоголь ставит под критический объектив, является коррупция. Действующие лица комедии — чиновники, начиная от городничего до мелких служащих, погрязли в мздоимстве и казнокрадстве. Средства, выделяемые государством на нужды города, разворовываются, что приводится к катастрофическим последствиям. Например, главврач больницы разговаривает с Хлестаковым о больнице, где «все больные как мухи мрут».
Другим существенным пороком является лицемерие. Чиновники города, узнав о приезде «ревизора», начинают изображать добродетель и усердие, стараясь прикрыть свои грязные делишки. Они сразу же выказывают лживую преданность государству и заботу о гражданах, тогда как в действительности они обеспечивают собственное благополучие за счет общественных средств.
Невежество и глупость также подвергаются безжалостной критике Гоголя. Городские чиновники не способны адекватно управлять городом, демонстрируя полное отсутствие компетенции и профессионализма. Это недальновидные и узколобые люди, которые заботятся лишь о своем благополучии. Достаточно вспомнить диалог городничего и его подчинённых, которые не могут понять и оценить настоящую угрозу, исходящую от Хлестакова.
Произведение также затрагивает эгоизм и жадность. Каждый персонаж, начиная от опустившегося старосты и заканчивая кумушками, жаждет выгоды и счастья исключительно для себя, не задумываясь о других. Эти стремления порождают множество нелепых и трагикомических ситуаций, раскрывая духовную и моральную пустоту героев.
Мещанство и общий моральный упадок общества ясны как в микро, так и в макровенениях. Амбиции и страх наказания заставляют героев искать взаимоотношения с мнимым ревизором, предлагать ему взятки, подарки и лучезарные комплименты. Интрига же состоит в том, что сам Хлестаков воплощает еще один порок — показушничество и полную безнравственность, играя на невежестве и страхе окружающих.
Таким образом, в комедии «Ревизор» Гоголь раскрывает глубокую моральную деградацию общества, подчеркивая самые ужасные пороки, такие как коррупция, лицемерие, невежество, эгоизм и моральный упадок. Пьеса служит ярким зеркалом, в котором каждая эпоха может увидеть собственные недостатки и попытаться осмыслить их для самоисправления.