Маленький человек в повести А. С. Пушкина 'Станционный смотритель' и повести Н. В. Гоголя 'Шинель'

Нейросеть:
В русской литературе XIX века тема "маленького человека" занимает особое место, являясь символом социальной несправедливости и человеческой уязвимости перед лицом огромного механизма общества. Эта тема ярко представлена в творчестве таких величайших писателей, как Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь, в их произведениях "Станционный смотритель" и "Шинель" соответственно.

В повести Пушкина "Станционный смотритель" главный герой, Самсон Вырин, является типичным представителем "маленького человека". Самсон Вырин — станционный смотритель, человек скромный и незаметный, чья жизнь прочно связана с его служебными обязанностями. Пушкин изображает его как простого, добропорядочного человека, который всю свою любовь и заботу сосредоточил на единственной дочери Дуни. Вырин, несмотря на все жизненные трудности, сохранил в себе человеческие чувства, сочувствие и доброту.

Трагедия самсона Вырина начинается с того момента, когда его дочь покидает дом и попадает под влияние соблазнительного гусара. Оказавшись без опоры и поддержки, Вырин погружается в глубокую тоску. Его отчаяние подчеркивает бесправие и беззащитность "маленького человека" перед лицом жестоких законов общества. Пушкин с тонкой иронией указывал на то, как равнодушное общество игнорирует беды и страдания обычных людей.

Николай Васильевич Гоголь в своей повести "Шинель" также создал образ "маленького человека" в лице Акакия Акакиевича Башмачкина. Башмачкин — ничем не примечательный мелкий чиновник, существование которого сводится к бесконечному переписыванию бумаг. Он настолько мал и незначителен, что его коллеги неустанно издеваются над ним. Всё его внимание и любовь концентрируются на мечте о новой шинели, которую он надеется приобрести зимой. Шинель становится символом надежды на лучшее будущее, мечтой о тепле и уюте в холодном и жестоком Петербурге.

Трагедия Башмачкина развертывается после того, как новая шинель оказывается украденной, и все попытки вернуть её натыкаются на равнодушие и цинизм окружающих. Никто из высокопоставленных чиновников не желает помочь бедному Акакию Акакиевичу, его просьбы остаются без внимания. В результате этой несправедливости Башмачкин умирает, так и не получив своей заслуги, так и не достигнув своей маленькой мечты.

И Пушкин, и Гоголь с безудержным мастерством создают образы "маленьких людей", чьи жизненные трагедии вызывают у читателя глубокое сочувствие и горечь. Их произведения напоминают нам о важности гуманности, сочувствия и справедливости, которые столь часто отсутствуют в мире. В обоих повестях "маленький человек" воплощает собой все те чувства и эмоции, которые делают нас поистине человеческими: любовь, вера, надежда и боль. Через их истории мы открываем сложность и многогранность человеческой натуры, а также уязвимость перед холодным бюрократическим механизмом, неспособным увидеть реальную личность за сухими цифрами и должностями.