Почему Н. В. Гоголь определил свое произведение «Мертвые души» как поэму?

Нейросеть:
Николай Васильевич Гоголь, открывая перед читателем завесу своей творческой лаборатории, назвал произведение «Мертвые души» поэмой, что вызывает недоумение и стремление понять, почему прозаическое произведение получило столь поэтичное определение. В поисках ответа необходимо обратиться к самой сути того, что вложил автор в это определение формы.

Во-первых, отметим, что «Мертвые души» в самом замысле своем выходят за рамки обычного романа или повести. Гоголь создает обширное полотно, которое охватывает не только судьбы отдельных персонажей, но и дает широкую картину жизни русского общества того времени. Его произведение как будто стремится охватить всю Россию, заглянуть в ее душу, показать ее достоинства и недостатки с глубоким лиризмом и философским размышлением. Такая масштабность и устремленность к всестороннему охвату действительности характерна для произведений, которые принято называть поэмами.

Во-вторых, значительное влияние на жанровую природу «Мертвых душ» оказал исторический контекст. В поэме Гоголя, подобно эпическим произведениям, как «Илиада» или «Одиссея», раскрываются не только вечные вопросы человеческого существования, но и конкретные проблемы общества. В этом произведении автор соединяет черты высокого стиля с сатирическим обыгрыванием пороков и слабостей героев, создавая тем самым своеобразную симфонию, где сливаются лирическое и эпическое начало.

Кроме того, Гоголь стремился отразить в своем произведении не конкретные события, а скорее вечные, универсальные типы и образы, такие как Чичиков, Манилов, Собакевич, которые становятся собирательными символами целых человеческих качеств и общественных явлений. Гоголь, как и поэт, создает типажи, которые живут вне времени и места, передавая читателю мудрость и опыт поколений.

Также отметим специфическую мелодичность гоголевской прозы, его великолепное владение словом, которое рифмуется с поэтическим строем. Едва ли можно отрицать, что «Мертвые души» содержат в себе мощный лирический заряд, схожий с картинами, описанными в стихах, что оправдывает название «поэма».

Таким образом, называя «Мертвые души» поэмой, Гоголь акцентирует внимание на масштабности и глубине своего замысла, на стремлении к охвату всей широты человеческой души и национального бытия, на лиричности и музыкальности своего языка. Это произведение — нечто большее, нежели просто роман: это эпическая поэма о судьбе России и ее людей.